СТОИМОСТЬ


СТОИМОСТЬ
(англ. value – стоимость, ценность, оценка) – категория политической экономии, определяющая меру значимости товара и количественно выраженная в деньгах. Ден. выражение С. (цена) и само определение категории С. – одна из осн. проблем экономич. теории и практики. В экономич. науке сложились два подхода к этой проблеме. В классической и марксистской лит-ре С. рассматривалась как объективная внеличностная категория и на первое место в ее определении выдвигались издержки или затраты. С т.з. теории трудовой С., она представляет собой овеществленный в товаре качественно однородный абстрактный труд (общественный труд). С. присуща продуктам частного труда, получившим общественное признание лишь в процессе обмена, т.е. товарам, имеющим общественную потребительную С. Величина С. товара устанавливается на рынке стихийно и определяется общественно необходимым рабочим временем (вопрос об общественно необходимых затратах в трудовой теории С. разработан недостаточно, научная теория должна не только утверждать, но и показывать, как рынок это делает). С. играет центр. роль в рыночной экономике, приобретая ден. форму своего существования – цену, являясь общепризнанным критерием эффективности произ-ва и обществ. полезности товаров и услуг. Регулятор рыночного хозяйства – закон стоимости, к-рый и определяет ценами все пропорции товарного производства, распределения живого и овеществленного труда. Неоклассическая школа считает С. субъективной категорией, определяемой степенью полезного эффекта и зависящей от редкости того, что в данное время необходимо, полезно и в чем есть потребность. Этого направления экономич. мысли, считающего неприемлемым сведение С. только к затратам, придерживается большая часть школ и экономистов. В экономич. историю вошли имена англичан У. Джевонса (1835– 82) и А. Маршалла (1842–1924), австрийцев К. Менгера (1740–1821), Ф. фон Визера (1851–1926) и Э. фон Бём-Баверка (1851–1914), швейцарца Л. Вальраса (1834–1910), американца Дж. Б. Кларка (1847–1938) и шведа К. Викселля (1851–1926) как распространителей принципиально нового подхода к решению проблемы С. – анализа предельной полезности. Истоком такого подхода послужило утверждение о том, что ценность не является чем-то присущим определенной вещи. Она лишь отражает наше представление о полезности вещи и о том, насколько она соответствует нашим нуждам. В разграничении совокупной полезности блага, т.е. полезности всего доступного данному индивиду колва блага, и его предельной полезности, т.е. полезности последней единицы из этого доступного запаса, – гл. новшество в теории С. Ценность единицы к.-л. блага определяется степенью важности той потребности, к-рая удовлетворяется с помощью этой единицы. Первая доступная единица блага представляет бесконечно высокую ценность (напр., одного литра воды), большую ценность имеют и последующие единицы, но затем она начинает убывать, пока, при достаточном изобилии, не станет нулевой (благо стало, по К. Менгеру, неэкономическим, или свободным – free good – в совр. терминологии), потому что все потребности в этом благе могут быть удовлетворены. Одни и те же единицы блага не могут иметь разную ценность, т.к. каждая легко замещается другой. Поэтому С. определяется ценностью последней имеющейся в наличии единицы, величиной предельной, конечной полезности блага. Новизна подхода – в обращении к предельным, а не ср. величинам, поэтому революцию в теории С. называют маржинальной (фр. – marginal предельный). Теория предельной полезности – лишь первое приближение к теоретич. конструкции; получившей название «неоклассический экономический анализ», или вторая [первая – времен А. Смита (1723–90) и Д. Рикардо (1772–1823)] классич. ситуация в политической экономии. Эта ситуация создавалась усилиями А. Маршалла, Дж. Б. Кларка, К. Викселля, Ф. Визера, а также Ф. Уикстида (1844–1927), Ф. Эджоурта (1845–1926), А. Пигу (1877–1959) и др. Авторы теории предельной полезности применили принцип релятивизма к индивидуальному экономич. выбору, но не распространили его на анализ хоз. системы в целом. Для того чтобы определить, что же производить с помощью труда в системе в целом, должна быть известна его собственная ценность. Но чтобы знать ценность труда, необходимо знать ценность продукта труда. Выход из порочного круга – синтез теории предельной полезности и классической теории стоимости, т.е. использование метода взаимного и одновременного определения обеих ценностей. Неоклассики осуществили такой синтез. В их подходе величина С. связана с равновесием спроса и предложения на рынке, а само равновесие складывается при взаимодействии полезности и издержек как равновесных независимых сил. Двухвековая дискуссия о том, что такое меновая С. товаров и услуг в абстрактно-идеальных условиях, завершилась созданием функциональной теории С. в рамках совр. теории общего конкурентного равновесия.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "СТОИМОСТЬ" в других словарях:

  • СТОИМОСТЬ — (cost) Стоимость используемых ресурсов, необходимых для производства какого либо товара или услуги. Издержки измеряются в натуральном или стоимостном, как правило, денежном, исчислении. Альтернативные издержки измеряют стоимость продукции, от… …   Экономический словарь

  • СТОИМОСТЬ — СТОИМОСТЬ, стоимости, мн. нет, жен. 1. В условиях товарного производства определенное количество абстрактного труда, затраченного на производство товара и овеществленного в этом товаре (экон.). «Величина стоимости определяется количеством… …   Толковый словарь Ушакова

  • стоимость — Стоимость, словари русского языка так определяют это слово: «выраженная в деньгах ценность чего либо или величина затрат на что либо»; посмотрим теперь, какое значение у слова дешевый, которое, к сожалению, в нашей речи нередко соседствует со… …   Словарь ошибок русского языка

  • стоимость — См. цена... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. стоимость цена, ценность, значимость, достоинство, стоимостное выражение, себестоимость, курс, ставка, тариф; лэндинг …   Словарь синонимов

  • Стоимость — (value) Ценность, которую кто либо придает чему либо. Определение стоимости является одной из основных проблем экономической науки; существует два принципиальных подхода к решению проблемы. В классической политической экономии (Classical school)… …   Словарь бизнес-терминов

  • Стоимость — (value) – «категория политэкономии, определяющая меру значимости товара и количественно выраженная в деньгах. Денежное выражение стоимости (цена) и само определение категории стоимости – одна из основных проблем экономической теории и практики»… …   Экономико-математический словарь

  • Стоимость — Стоимость, страхование и фрахт (...указанный порт назначения) торговый термин, включенный в Инкотермс и означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда товар переходит через поручни судна в указанном порту отгрузки.… …   Финансовый словарь

  • СТОИМОСТЬ — СТОИМОСТЬ, и, жен. 1. В политэкономии: количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара и овеществлённого в этом товаре. Прибавочная с. (часть стоимости, к рая производится наёмными рабочими сверх стоимости рабочей… …   Толковый словарь Ожегова

  • СТОИМОСТЬ — англ. value/cost; нем. Wert. Воплощенный и овеществленный в товаре абстрактный труд. Величина С. товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его изготовления, и измеряется общественно необходимым рабочим временем. Antinaz …   Энциклопедия социологии

  • стоимость — Денежный экивалент произведенной продукции, удовлетворающей трем критериям: принадлежать кому то, быть полезной, т.е. удовлетворять чьи то потребности, и иметь ограниченные запасы. Syn.: ценность …   Словарь по географии

  • Стоимость — Содержание 1 Теории стоимости 1.1 Трудовая теория стоимости …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «СТОИМОСТЬ» >>